Методическая работа
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманщуми.
Методическая работа в дошкольной организации – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных, методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.
Задача методической деятельности заключается в создании такой среды в организации, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.
Модернизация методической работы имеет как общее, так и специфическое.
К общему относят выстраивание системы методработы в трех плоскостях:
- По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, соответствующей профессиональному стандарту педагога.
- По отношению к педагогическому коллективу детского сада методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на формирование педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательной деятельности, на выявление, общение и распространение передового педагогического опыта.
- Методработа строится применительно к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
В рамках методической работы налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые знания являются хорошим фундаментом для организации творческого поиска педагогов. Самообразование – одно из направлений деятельности и старшего воспитателя.
Для оценки системы методической работы в дошкольной организации выделены критерии оценки.
Первый критерий – результативности методической работы – можно считать достигнутым, если результаты развития и образования детей достигают оптимального уровня для каждого ребенка.
Второй критерий – рациональных затрат времени. Эффективность и экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, без перезагрузки педагогов этими видами деятельности.
Третий критерий – стимулирующей роли методической работы – заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего руда.